Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Брать нельзя отказаться

Кто и как получал гражданство РФ в оккупированном Крыму

Вскоре после начала оккупации Крыма вступил в силу Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ о принятии в РФ «Республики Крым». Статья 4 этого закона предполагала автоматическое распространение гражданства оккупирующего государства и, фактически, присваивала жителей Крыма вместе с территорией полуострова:

«со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства».

И хотя нельзя сказать, что жители Крыма полностью лишились возможности выразить свою волю о приобретении гражданства РФ, но условия, в которых им приходилось это делать значительно затрудняли выбор. Давайте рассмотрим, в каких обстоятельствах крымчане выбирали между «брать или не брать» и какие последствия были у каждого решения.

Сроки

В соответствии с договором, «Республика Крым» считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора — 18 марта 2014 года. То есть отказаться от гражданства РФ возможно было до 18 апреля 2014 года. В то же время согласно закону ФКЗ-6, законодательство РФ начало применяться на территории полуострова только с 1 апреля 2014 года. Таким образом, общий срок для подачи указанного заявления де-юре и де-факто был сокращен до 18 дней.

Пункты

Для того, чтобы отказаться от статуса гражданина РФ, крымчанин должен был подать специальное заявление в определенные пункты Федеральной миграционной службы (ФМС). На 4-9 апреля таких пунктов было только 2: в Севастополе и Симферополе. С 10 апреля работало уже 9 пунктов. К существующим двум добавились ФМС в городах Ялта, Бахчисарай, Белогорск, Евпатория, Саки, Керчь и Джанкой[1]. В итоге, у более чем двух миллионов людей оставались 1 неделя и 9 точек, где возможно было сохранить свое гражданство или статус апатрида.

Люди

Всего заявления «о желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей другое гражданство или остаться лицами без гражданства» подали около 3500 человек. В то же время, наблюдения показывают, что большинство крымчан и не пытались делать этот выбор и получили статус граждан России «по молчаливому согласию» по истечении 18-дневного срока.

Более того, ситуация напоминала скорее картину с былинным камнем: любой вариант вел к ухудшению положения — от значительного ограничения прав (вплоть до полной потери правосубъектности) до присяги в лояльности государству-агрессору.

Налево пойдешь — права потеряешь

Подача заявления об отказе от российского гражданства автоматически переводила лицо в статус иностранца с соответствующими ограничениями (касательно трудоустройства, права на социальные выплаты, миграционного контроля, запрета на участие в политической деятельности и управлении делами общества и т.п.). Но, в отличие от обычной ситуации, когда иностранец сознательно переезжает в чужую страну, эта категория крымчан оказывалась в статусе иностранцев у себя дома. В дальнейшем их пребывание на территории полуострова полностью стало зависеть от воли оккупационных властей в вопросе предоставления вида на жительство. Последствия отказа от гражданства РФ неминуемо предполагали и численные нарушения прав человека, среди которых право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также уважение к частной жизни.

Направо пойдешь — в армии РФ служить будешь

Более сложной для понимания является ситуация у тех, кто не подал указанного заявления в срок.  Так, статус граждан РФ они получили независимо от наличия у них российского паспорта.

С одной стороны, «новые граждане» избежали проблем, связанных с потерей правосубъектности. Фактически, они получили полный комплекс прав, которыми пользуются граждане Российской Федерации по рождению на территории России.

С другой стороны, вместе с правами эти люди получили определенный комплекс обязанностей и ограничений со стороны государства. Одним из последствий которых является долг с оружием в руках защищать Российскую Федерацию, находящуюся в конфликте с Украиной.

Прямо пойдешь — себя забудешь

Некоторые группы крымчан оказались в особых условиях во время оккупации и теперь испытывают значительные негативные последствия от действий России.

Одной из таких групп являются дети, лишенные родительской опеки. На 01.08.2014 года в Крыму таких было более четырех тысяч[2]. Уже с начала оккупации власти РФ подчинили себе администрации учреждений, обеспечивающих опеку над такими детьми. Работники таких администраций, по мотивам «обеспечения наилучших интересов ребенка», не подали ни одного заявления о желании сохранить гражданство от их имени.

Другой уязвимой группой являются лица, которые на момент оккупации содержались под стражей. Из-за того, что администрация мест несвободы не обеспечила их право на отказ от гражданства РФ, заключенные лишились консульской защиты и возможности быть переданными властям Украины для отбывания наказания. Часто это означало также перевод в тюрьмы России и потерю связи с родными одновременно с ухудшением условий содержания и отсутствием лечения.

Самым известным проявлением этой проблемы является ситуация, в которой оказались политические заключенные Олег Сенцов и Александр Кольченко. Из-за признания из гражданами России, власти РФ отказались передать их Украине в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных (1983).

Итоги

Таким образом, у крымчан было меньше одного месяца и несколько пунктов ФМС для того, чтобы подать заявление об отказе от гражданства оккупанта в условиях полной правовой неопределенности. В то же время, каждый из вариантов выбора предполагал определенные проблемы и потери, которые влияли на жизнь человека. Возможно именно поэтому, большое количество крымчан получило статус гражданина РФ по умолчанию.

Стоит отметить, что сказанное выше касается в первую очередь граждан Украины, которые были лояльными к своей Родине и проживали на территории Крыма на момент его оккупации. Для тех, кто положительно воспринял аннексию и получения статуса гражданина РФ, проблемы не существует — они лишь воспользовались случаем.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №3. Право на гражданство».

[1] https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/HRMMUReport15May2014.pdf
[2] https://www.unian.net/health/country/1085947-ukrainskim-detyam-sirotam-v-kryimu-prinuditelno-prisvaivayut-rossiyskoe-grajdanstvo.html

Смотрите также

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1
Обзоры

Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека

Доклад «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (английская версия) Вскоре после начала оккупации и последующей незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году многие жители Крыма[1] уехали с полуострова на материковую Украину или заграницу. Многие покинули Крым из-за преследований и боязни стать жертвами нарушений прав человека, совершенных Россией в Крыму. […]
Международные преступления | Аналитика

Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских

Исследование «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских» В последние дни февраля 2014 начало расти количество протестных акций против новой украинской власти, в частности в восточных регионах страны и в городе Симферополе, столице АР Крым. 27 февраля 2014 вооруженные люди, большинство из которых были одеты в военную форму без знаков различия, захватили […]
Обзоры

Крымский прецедент. Имитация демократии

Крымский прецедент. Имитация демократии 16 марта 2014 года в Крыму состоялся так называемый «референдум о статусе Крыма», грубо нарушивший основы конституционного строя Украины, принципы реализации народовластия, государственного суверенитета, территориальной организации и осуществления государственной власти в Украине. Этот референдум положил начало оккупации и последовавшей за ней аннексии Крыма со стороны Российской Федерации. Неправомерность референдума была признана […]
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если для этого не нужна виза, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, […]