Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Брать нельзя отказаться

Кто и как получал гражданство РФ в оккупированном Крыму

Вскоре после начала оккупации Крыма вступил в силу Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ о принятии в РФ «Республики Крым». Статья 4 этого закона предполагала автоматическое распространение гражданства оккупирующего государства и, фактически, присваивала жителей Крыма вместе с территорией полуострова:

«со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства».

И хотя нельзя сказать, что жители Крыма полностью лишились возможности выразить свою волю о приобретении гражданства РФ, но условия, в которых им приходилось это делать значительно затрудняли выбор. Давайте рассмотрим, в каких обстоятельствах крымчане выбирали между «брать или не брать» и какие последствия были у каждого решения.

Сроки

В соответствии с договором, «Республика Крым» считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора — 18 марта 2014 года. То есть отказаться от гражданства РФ возможно было до 18 апреля 2014 года. В то же время согласно закону ФКЗ-6, законодательство РФ начало применяться на территории полуострова только с 1 апреля 2014 года. Таким образом, общий срок для подачи указанного заявления де-юре и де-факто был сокращен до 18 дней.

Пункты

Для того, чтобы отказаться от статуса гражданина РФ, крымчанин должен был подать специальное заявление в определенные пункты Федеральной миграционной службы (ФМС). На 4-9 апреля таких пунктов было только 2: в Севастополе и Симферополе. С 10 апреля работало уже 9 пунктов. К существующим двум добавились ФМС в городах Ялта, Бахчисарай, Белогорск, Евпатория, Саки, Керчь и Джанкой[1]. В итоге, у более чем двух миллионов людей оставались 1 неделя и 9 точек, где возможно было сохранить свое гражданство или статус апатрида.

Люди

Всего заявления «о желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей другое гражданство или остаться лицами без гражданства» подали около 3500 человек. В то же время, наблюдения показывают, что большинство крымчан и не пытались делать этот выбор и получили статус граждан России «по молчаливому согласию» по истечении 18-дневного срока.

Более того, ситуация напоминала скорее картину с былинным камнем: любой вариант вел к ухудшению положения — от значительного ограничения прав (вплоть до полной потери правосубъектности) до присяги в лояльности государству-агрессору.

Налево пойдешь — права потеряешь

Подача заявления об отказе от российского гражданства автоматически переводила лицо в статус иностранца с соответствующими ограничениями (касательно трудоустройства, права на социальные выплаты, миграционного контроля, запрета на участие в политической деятельности и управлении делами общества и т.п.). Но, в отличие от обычной ситуации, когда иностранец сознательно переезжает в чужую страну, эта категория крымчан оказывалась в статусе иностранцев у себя дома. В дальнейшем их пребывание на территории полуострова полностью стало зависеть от воли оккупационных властей в вопросе предоставления вида на жительство. Последствия отказа от гражданства РФ неминуемо предполагали и численные нарушения прав человека, среди которых право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также уважение к частной жизни.

Направо пойдешь — в армии РФ служить будешь

Более сложной для понимания является ситуация у тех, кто не подал указанного заявления в срок.  Так, статус граждан РФ они получили независимо от наличия у них российского паспорта.

С одной стороны, «новые граждане» избежали проблем, связанных с потерей правосубъектности. Фактически, они получили полный комплекс прав, которыми пользуются граждане Российской Федерации по рождению на территории России.

С другой стороны, вместе с правами эти люди получили определенный комплекс обязанностей и ограничений со стороны государства. Одним из последствий которых является долг с оружием в руках защищать Российскую Федерацию, находящуюся в конфликте с Украиной.

Прямо пойдешь — себя забудешь

Некоторые группы крымчан оказались в особых условиях во время оккупации и теперь испытывают значительные негативные последствия от действий России.

Одной из таких групп являются дети, лишенные родительской опеки. На 01.08.2014 года в Крыму таких было более четырех тысяч[2]. Уже с начала оккупации власти РФ подчинили себе администрации учреждений, обеспечивающих опеку над такими детьми. Работники таких администраций, по мотивам «обеспечения наилучших интересов ребенка», не подали ни одного заявления о желании сохранить гражданство от их имени.

Другой уязвимой группой являются лица, которые на момент оккупации содержались под стражей. Из-за того, что администрация мест несвободы не обеспечила их право на отказ от гражданства РФ, заключенные лишились консульской защиты и возможности быть переданными властям Украины для отбывания наказания. Часто это означало также перевод в тюрьмы России и потерю связи с родными одновременно с ухудшением условий содержания и отсутствием лечения.

Самым известным проявлением этой проблемы является ситуация, в которой оказались политические заключенные Олег Сенцов и Александр Кольченко. Из-за признания из гражданами России, власти РФ отказались передать их Украине в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных (1983).

Итоги

Таким образом, у крымчан было меньше одного месяца и несколько пунктов ФМС для того, чтобы подать заявление об отказе от гражданства оккупанта в условиях полной правовой неопределенности. В то же время, каждый из вариантов выбора предполагал определенные проблемы и потери, которые влияли на жизнь человека. Возможно именно поэтому, большое количество крымчан получило статус гражданина РФ по умолчанию.

Стоит отметить, что сказанное выше касается в первую очередь граждан Украины, которые были лояльными к своей Родине и проживали на территории Крыма на момент его оккупации. Для тех, кто положительно воспринял аннексию и получения статуса гражданина РФ, проблемы не существует — они лишь воспользовались случаем.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №3. Право на гражданство».

[1] https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/HRMMUReport15May2014.pdf
[2] https://www.unian.net/health/country/1085947-ukrainskim-detyam-sirotam-v-kryimu-prinuditelno-prisvaivayut-rossiyskoe-grajdanstvo.html

Смотрите также

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України
Аналитика

Шкільна освіта: прихована зброя РФ проти України

Російська Федерація усвідомлює ідею важливості шкільної освіти для суспільства, але передусім не для навчання, а для формування потрібного авторитарній державі світогляду, за наявності якого суспільство готове виконувати поставлені державою цілі, навіть якщо вони не відповідають загальноприйнятим людським цінностям. Дитина у такому процесі стає не суб’єктом здобуття освіти, а керованим нею об’єктом. У РФ шкільна освіта […]
Международные преступления | Аналитика

Табори відпочинку як ще один засіб викорінення української національної ідентичності дітей з окупованих територій

Російська Федерація продовжує імплементацію політики, спрямованої на насильницьку передачу дітей у російську національну групу. Її діяння мають ознаки злочину геноциду відповідно до статті 2 (е) Конвенції про запобігання злочину геноциду та покарання за нього, відтвореній у статті 6 (е) Римського статуту Міжнародного кримінального суду.
Инструкции

Що робити у разі зникнення людини безвісти в умовах збройної агресії?

Збройна агресія Росії породжує чимало злочинів, серед яких, зокрема, викрадення, примусове переміщення та позбавлення свободи. До цього додається захоплення українських військових у полон у процесі ведення бойових дій. Також не забуваємо про утримання окупантами цивільних осіб з окупованих територій. Результат цього — втрата контакту зі своїми близькими, їхнього місця знаходження та статусу. Такі ситуації змушують […]
Аналитика

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України

«На війні всі методи хороші…», – говорить Росія. І по-справжньому вірить, що на війні проти всього світу варто використовувати не лише свою «другу армію світу» чи загін пропагандистів на чолі зі Скабєєвою, Соловйовим та іншими. Вона використовує і свою культуру та історію. Кремль давно навчився використовувати «культуру» як засіб пропаганди та просування проросійських наративів. Росія […]
Аналитика

Режим Лукашенка та Білорусь: агресор та учасник збройного конфлікту?

24 лютого 2022 року розпочався третій етап збройної агресії РФ, яка набула широкомасштабного характеру. Роль РФ як агресора прослідковується ще з моменту вторгнення на територію Криму в 2014 році. Водночас Україна отримала ще один удар з боку північного сусіда – Білорусі та режиму Лукашенка. Хоча й Лукашенко досить давно підтримує Президента РФ, використання території Білорусі […]
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]