Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Брать нельзя отказаться

Кто и как получал гражданство РФ в оккупированном Крыму

Вскоре после начала оккупации Крыма вступил в силу Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ о принятии в РФ «Республики Крым». Статья 4 этого закона предполагала автоматическое распространение гражданства оккупирующего государства и, фактически, присваивала жителей Крыма вместе с территорией полуострова:

«со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства».

И хотя нельзя сказать, что жители Крыма полностью лишились возможности выразить свою волю о приобретении гражданства РФ, но условия, в которых им приходилось это делать значительно затрудняли выбор. Давайте рассмотрим, в каких обстоятельствах крымчане выбирали между «брать или не брать» и какие последствия были у каждого решения.

Сроки

В соответствии с договором, «Республика Крым» считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора — 18 марта 2014 года. То есть отказаться от гражданства РФ возможно было до 18 апреля 2014 года. В то же время согласно закону ФКЗ-6, законодательство РФ начало применяться на территории полуострова только с 1 апреля 2014 года. Таким образом, общий срок для подачи указанного заявления де-юре и де-факто был сокращен до 18 дней.

Пункты

Для того, чтобы отказаться от статуса гражданина РФ, крымчанин должен был подать специальное заявление в определенные пункты Федеральной миграционной службы (ФМС). На 4-9 апреля таких пунктов было только 2: в Севастополе и Симферополе. С 10 апреля работало уже 9 пунктов. К существующим двум добавились ФМС в городах Ялта, Бахчисарай, Белогорск, Евпатория, Саки, Керчь и Джанкой[1]. В итоге, у более чем двух миллионов людей оставались 1 неделя и 9 точек, где возможно было сохранить свое гражданство или статус апатрида.

Люди

Всего заявления «о желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей другое гражданство или остаться лицами без гражданства» подали около 3500 человек. В то же время, наблюдения показывают, что большинство крымчан и не пытались делать этот выбор и получили статус граждан России «по молчаливому согласию» по истечении 18-дневного срока.

Более того, ситуация напоминала скорее картину с былинным камнем: любой вариант вел к ухудшению положения — от значительного ограничения прав (вплоть до полной потери правосубъектности) до присяги в лояльности государству-агрессору.

Налево пойдешь — права потеряешь

Подача заявления об отказе от российского гражданства автоматически переводила лицо в статус иностранца с соответствующими ограничениями (касательно трудоустройства, права на социальные выплаты, миграционного контроля, запрета на участие в политической деятельности и управлении делами общества и т.п.). Но, в отличие от обычной ситуации, когда иностранец сознательно переезжает в чужую страну, эта категория крымчан оказывалась в статусе иностранцев у себя дома. В дальнейшем их пребывание на территории полуострова полностью стало зависеть от воли оккупационных властей в вопросе предоставления вида на жительство. Последствия отказа от гражданства РФ неминуемо предполагали и численные нарушения прав человека, среди которых право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также уважение к частной жизни.

Направо пойдешь — в армии РФ служить будешь

Более сложной для понимания является ситуация у тех, кто не подал указанного заявления в срок.  Так, статус граждан РФ они получили независимо от наличия у них российского паспорта.

С одной стороны, «новые граждане» избежали проблем, связанных с потерей правосубъектности. Фактически, они получили полный комплекс прав, которыми пользуются граждане Российской Федерации по рождению на территории России.

С другой стороны, вместе с правами эти люди получили определенный комплекс обязанностей и ограничений со стороны государства. Одним из последствий которых является долг с оружием в руках защищать Российскую Федерацию, находящуюся в конфликте с Украиной.

Прямо пойдешь — себя забудешь

Некоторые группы крымчан оказались в особых условиях во время оккупации и теперь испытывают значительные негативные последствия от действий России.

Одной из таких групп являются дети, лишенные родительской опеки. На 01.08.2014 года в Крыму таких было более четырех тысяч[2]. Уже с начала оккупации власти РФ подчинили себе администрации учреждений, обеспечивающих опеку над такими детьми. Работники таких администраций, по мотивам «обеспечения наилучших интересов ребенка», не подали ни одного заявления о желании сохранить гражданство от их имени.

Другой уязвимой группой являются лица, которые на момент оккупации содержались под стражей. Из-за того, что администрация мест несвободы не обеспечила их право на отказ от гражданства РФ, заключенные лишились консульской защиты и возможности быть переданными властям Украины для отбывания наказания. Часто это означало также перевод в тюрьмы России и потерю связи с родными одновременно с ухудшением условий содержания и отсутствием лечения.

Самым известным проявлением этой проблемы является ситуация, в которой оказались политические заключенные Олег Сенцов и Александр Кольченко. Из-за признания из гражданами России, власти РФ отказались передать их Украине в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных (1983).

Итоги

Таким образом, у крымчан было меньше одного месяца и несколько пунктов ФМС для того, чтобы подать заявление об отказе от гражданства оккупанта в условиях полной правовой неопределенности. В то же время, каждый из вариантов выбора предполагал определенные проблемы и потери, которые влияли на жизнь человека. Возможно именно поэтому, большое количество крымчан получило статус гражданина РФ по умолчанию.

Стоит отметить, что сказанное выше касается в первую очередь граждан Украины, которые были лояльными к своей Родине и проживали на территории Крыма на момент его оккупации. Для тех, кто положительно воспринял аннексию и получения статуса гражданина РФ, проблемы не существует — они лишь воспользовались случаем.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №3. Право на гражданство».

[1] https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/HRMMUReport15May2014.pdf
[2] https://www.unian.net/health/country/1085947-ukrainskim-detyam-sirotam-v-kryimu-prinuditelno-prisvaivayut-rossiyskoe-grajdanstvo.html

Смотрите также

Кваліфікація дій військовий ЗС РФ як звичайних злочинів за Кримінальним кодексом України
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]
Аналитика

Пам’ятка кримського призовника

На тлі провалів на фронті та величезних втрат серед російських військових, Володимир Путін оголосив про початок часткової мобілізації. Так, прихована мобілізація велася і до цього, але тепер війна стала "примусовою" для дуже широкої категорії осіб, в тому числі - мешканців тимчасово окупованих українських територій, включно з Кримом. 
Аналитика

Універсальний чек-ліст документів до міжнародних судових та квазісудових інстанцій

В рамках проведеного 10 серпня 2022 вебінару «Захист права власності в умовах збройного конфлікту», експертами РЦПЛ був підготовлений, зокрема, і універсальний документ-пам’ятка, що полегшить роботу всіх, хто так чи інакше задіяний у подачі документів у міжнародні судові/квазісудові інстанції. Документ складається всього з 6 сторінок, є наглядним та послідовним. Сподіваємось, він стане в пригоді юристам, адвокатам, […]
Аналитика

Кваліфікація дій військовий ЗС РФ як звичайних злочинів за Кримінальним кодексом України

ОБСЄ звернула увагу України на наведену некоректну практику переслідування російських військовослужбовців як звичайних злочинців за відповідними статтями, зокрема за такі злочини як незаконний перетин кордону, посягання на територіальну цілісність та інші.
Аналитика

Російський геноцид в Україні: 100 років винищення української нації

У процесі деокупації захоплених Росією територій стає відомо про вчинення РФ діянь, які, prima facie, мають ознаки злочину геноциду і в майбутньому можуть бути кваліфіковані як геноцид ад’юдикаційними установам різних рівнів.