Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Информационная оккупация как новый концепт в международном праве

После оккупации Крыма информационное поле полуострова значительно изменилось. Многие журналисты покинули территорию, местные СМИ закрылись. Известными стали также случаи преследования любого несогласия с фактом оккупации или новыми властями, выраженное в социальных сетях. Эти и другие факты свидетельствуют о наличии «информационной оккупации». Это понятие означает, что враждебная власть, которая де-факто и де-юре оккупировала территории вместе с информационным полем другого государства, ограничивает или искажает доступ к информации. Тем не менее, несмотря на известное определение оккупации, понятие «информационной оккупации» не имеет общепринятого значения.

Поэтому, мы рассмотрим его составляющие как в общем контексте оккупации, так и в отдельных моментах, связанных с информационной безопасностью страны.

Доступ к информации в контексте прав и обязанностей оккупационных властей

Возможность использования термина «оккупация» в контексте информационного пространства значительно затрудняется из-за проблем установления момента ее начала. Сегодня можем наблюдать склонность называть оккупацией любую ситуацию, связанную с иностранным контролем, независимо от того, как это произошло, и является ли это временной или долгосрочной ситуацией.

С правовой точки зрения, если территория находится под эффективным контролем враждебных иностранных вооруженных сил, даже если не было вооруженного сопротивления, оккупация считается возникшей, а соответствующие положения гуманитарного права являются применимыми. При этом уровень одобрения оккупации не имеет значения для применения гуманитарного права. Наиболее сложным вопросом является суть этого «контроля».

Пример Украины является подходящим в данном случае. Часто, оккупирующие государства ссылаются на поддержку местного населения. Что мы можем наблюдать и в ситуации с так называемым референдумом в Крыму. Тем не менее, с юридической точки зрения, наличие соглашения между оккупационной властью и местными властями не могут лишать население оккупированной территории защиты международного гуманитарного права, о чем сказано в статье 46 Женевской конвенции IV. Население этих территорий также не может отказаться от этих прав, что сказано в статье 8 Женевской конвенции IV.

Таким образом, государство-оккупант несет ответственность за обеспечение общественного порядка и безопасности, а также благосостояния населения на оккупированной территории. Но в отличие от тех же культурных ценностей, СМИ и информация не пользуются специальной защитой в контексте прав и обязанностей оккупационных властей.

Тем не менее, некоторые другие нормы гуманитарного права могут затрагивать вопросы СМИ, среди которых обязанность защиты военнопленных от оскорблений и публичного любопытства (статья 13 Женевской конвенции III, статья 27 Женевской конвенции IV).

Свобода выражения мнения и информационный суверенитет

Как мы видим, международное право практически не содержит релевантной информации по вопросу концепта «информационной оккупации». Впервые это понятие стало известным в ходе обсуждения проекта Концепции информационной безопасности Украины во второй половине 2015 года. Основная цель этой концепции заключалась в том, чтобы предотвратить пропаганду, направленную на страну извне (из России). Минусом этого документа была сложность в формулировании определения пропаганды и риск установления ограничений на медиаконтент в законодательстве, а не его оценка на основе общих правил (например, запрет подстрекательства к ненависти и насилию).

Помимо пропаганды, информационная оккупация оказалась тесно связана и с понятием «информационного суверенитета», который также является новым (или вновь возрожденным) и не имеет широкого распространения. Он может быть определен как высшая власть государства в вопросах принятия решений и поддержания порядка в отношении передачи информации внутри государства и наличия равного и независимого права на создание, передачу и использование информации свободно, без любых внешних вмешательств.

Но и это понятие, не в последнюю очередь из-за спекуляций таких стран как Россия и Китай, поддалась критике международного сообщества. Без сомнений, суверенитет сохраняет важную роль в международном праве, поскольку на его концепции базируется, например, принцип невмешательства во внутренние дела других стран. Однако, на практике, в современном глобальном обществе ни одна страна не может действовать независимо от других. Попытка встроить эту концепцию в очень взаимосвязанное информационное пространство еще более сложна. Не отрицая права каждой страны самостоятельно определять свою собственную политику, в том числе относительно средств массовой информации, следует признать, что в обществах со свободой выражения мнения, это не должно ограничивать граждан в получении доступа к контенту из других стран (или распространении его в другие страны).

Таким образом, нет сомнений в том, что с учетом важности информации в современном обществе, оккупация информационного пространства может быть столь же важной или даже более важной, чем физическая оккупация территории. Использование термина «информационная оккупация» представляется оправданным для привлечения внимания к такому явлению. Тем не менее, не стоит им злоупотреблять в правовой сфере. Оккупация имеет определенное юридическое значение и критерии. В то же время, на информационное пространство эти критерии перенести нелегко. Более того, введение новой концепции, чьё значение с самого начала выглядит расплывчатым, несет риск того, что она может быть интерпретирована как позволяющая ограничивать свободу информации.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №4. Информационная оккупация».

Смотрите также

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України
Аналитика

Шкільна освіта: прихована зброя РФ проти України

Російська Федерація усвідомлює ідею важливості шкільної освіти для суспільства, але передусім не для навчання, а для формування потрібного авторитарній державі світогляду, за наявності якого суспільство готове виконувати поставлені державою цілі, навіть якщо вони не відповідають загальноприйнятим людським цінностям. Дитина у такому процесі стає не суб’єктом здобуття освіти, а керованим нею об’єктом. У РФ шкільна освіта […]
Международные преступления | Аналитика

Табори відпочинку як ще один засіб викорінення української національної ідентичності дітей з окупованих територій

Російська Федерація продовжує імплементацію політики, спрямованої на насильницьку передачу дітей у російську національну групу. Її діяння мають ознаки злочину геноциду відповідно до статті 2 (е) Конвенції про запобігання злочину геноциду та покарання за нього, відтвореній у статті 6 (е) Римського статуту Міжнародного кримінального суду.
Инструкции

Що робити у разі зникнення людини безвісти в умовах збройної агресії?

Збройна агресія Росії породжує чимало злочинів, серед яких, зокрема, викрадення, примусове переміщення та позбавлення свободи. До цього додається захоплення українських військових у полон у процесі ведення бойових дій. Також не забуваємо про утримання окупантами цивільних осіб з окупованих територій. Результат цього — втрата контакту зі своїми близькими, їхнього місця знаходження та статусу. Такі ситуації змушують […]
Аналитика

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України

«На війні всі методи хороші…», – говорить Росія. І по-справжньому вірить, що на війні проти всього світу варто використовувати не лише свою «другу армію світу» чи загін пропагандистів на чолі зі Скабєєвою, Соловйовим та іншими. Вона використовує і свою культуру та історію. Кремль давно навчився використовувати «культуру» як засіб пропаганди та просування проросійських наративів. Росія […]
Аналитика

Режим Лукашенка та Білорусь: агресор та учасник збройного конфлікту?

24 лютого 2022 року розпочався третій етап збройної агресії РФ, яка набула широкомасштабного характеру. Роль РФ як агресора прослідковується ще з моменту вторгнення на територію Криму в 2014 році. Водночас Україна отримала ще один удар з боку північного сусіда – Білорусі та режиму Лукашенка. Хоча й Лукашенко досить давно підтримує Президента РФ, використання території Білорусі […]
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]