Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Депортация по-новому: кого и как сейчас выселяют из Крыма?

Наши эксперты выполнили свою давнюю цель — проанализировали, как и для чего РФ насильно выселяет гражданские лица с Крыма. Они идентифицировали минимум 2425  выдворенных с Крыма[1], места, которое долгое время было их домом, и собрали доказательства нарушений прав человека и норм международного права. Кто эти люди? Как именно их лишили дома? Ответы на эти вопросы дали наши эксперты.

Что было “до”?

В феврале 2014 Крым стал оккупированной территорией. С тех пор Россия распространяет действие своего законодательства на полуостров в нарушение норм международного права. Любое решение РФ в Крыму — незаконно с точки зрения норм международного права прав человека. Более того, проживающих на оккупированных территориях дополнительно защищают нормы международного гуманитарного права. Например, статья 49 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны запрещает по каким бы то ни было причинам угон и депортацию покровительствуемых лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства. Такие действия РФ можно квалифицировать как военное преступление и преступление против человечности согласно Римскому статуту Международного уголовного суда. Несмотря на это, Россия получила выгоду от каждого выселенного из этих 2425 человек и пока остаётся безнаказанной.

Кто?

Есть несколько категорий лиц, которых от выдворения защищают международные стандарты. Пострадавшие крымчане нашлись в каждой из них.

Первая группа — граждане Украины, которые:

  • официально проживали в АР Крым и Севастополе, отказались от навязываемого гражданства России;
  • до начала оккупации проживали на указанной территории неофициально (что не противоречит украинскому законодательству);
  • приехали после оккупации по личным, семейным и другим делам.

1018 из 2425 выдворенных были гражданами Украины. Остальные — граждане 37 разных стран. Например, Недим Халилов был гражданином Узбекистана и координатором “Движения сопротивления крымских татар”.

Иностранцы, как Недим Халилов, и лица без гражданства — вторая группа. Они:

  • приехали до оккупации на законных основаниях и укоренились: официально работали, учились в университетах;
  • законно прибыли ещё до оккупации, но затем проживали с нарушениями миграционного законодательства Украины;
  • въехали после оккупации либо нарушив правила Украины, либо с разрешения официальных украинских властей.

***То, что некоторые крымчане могли нарушать украинское миграционное законодательство, не отменяет их статуса покровительствуемых лиц. Их выдворение Россией также становится незаконной депортацией согласно статье 49 ЖК (IV).

20,32% выдворенных имели устойчивые связи с полуостровом: родились там, учились, работали, женились, рожали детей, приобретали недвижимость, открывали бизнес. Почти 90% выселенных — мужчины. Один из выдворенных мужчин, Кадыров Синавер, почти пять лет не посещал Крым: там у него остались жена, сын, тяжело больной отец.

Как?

Чтобы выселить крымчанина, российским судам в оккупированном Крыму нужно выполнить три задачи:

  1. Найти повод;
  2. Определить форму выдворения;
  3. Проконтролировать выселение жертвы.

Поводов более двадцати: крымчанин отказался от российского паспорта и не оформил разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ до установленного оккупационной властью срока; был связан с наркотиками; отстаивал права сексуальных меньшинств; или нарушил правила поведения во время спортивных мероприятий и другое.

2078 людей из 2425 выселили на основании нарушения правил въезда или режима проживания в РФ

Обычно такой повод находится у полиции или Управления по вопросам миграции. Далее дело рассматривает оккупационный суд и определяется с формой выдворения: контролируемый самостоятельный выезд или принудительное выдворение. В первом случае человек обязан самостоятельно покинуть РФ в течении пяти дней, во втором — лицо вывозят за пределы Крыма сразу же после суда (не оставляя времени на обжалование) или помещают в специальное учреждение в ожидании исполнения решения о выдворении (которое находится на территории РФ). Если пострадавший не покидает РФ самостоятельно после решения о его самостоятельном выезде, то чаще всего суд  меняет вид наказания на принудительный.

163 крымчан подверглись принудительному выселению и лишению свободы на срок от суток до полутора лет. 2189 вынужденно выполнили решение о самостоятельном выезде

Условия “специального учреждения”, в котором временно содержится выдворяемое лицо, сокращенно — ЦВСИГ, похожи на тюремные. Самовольно уходить нельзя, телефоны передаются администрации, а санитарные условия не соответствуют международным нормам. В Крыму таких центров нет, так что пострадавшие попадают в учреждения на материковой части России. Так случилось и с Недимом Халиловым — он провёл более 1,5 лет в практически тюремных условиях в ЦВСИГ «Гулькевический».

Что потом?

Если жертву выдворяли из РФ один раз, то она не может законно вернуться в течение пяти лет. Если два и более — десяти. Это правило применяется ко всем выдворенным автоматически: не имеет значения, осталась ли у человека семья, работа или недвижимость в Крыму. Об этом правиле они обычно узнают, только когда пытаются попасть домой уже после выдворения.

Обжаловать решения получается редко: люди либо физически не успевают, либо принудительно покидают Крым сразу после суда (еще до того, как получили возможность подать ходатайство), либо сталкиваются с коллизиями законодательства РФ. Не получается апеллировать и к нарушениям своих прав: так, пострадавшим грозят сроком за якобы преступления, связанные с терроризмом или наркотиками, лишают права на переводчика. Доказать это невозможно: судебный процесс не фиксируют.

Единственный способ защитить свои права —добиваться справедливости на международном уровне.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации “Крым без правил: Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма”. Его подготовили: Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, анонимная группа CHROT. Все иллюстрации взяты там же.

[1] эта цифра задокументирована по состоянию на июнь 2018; фактически эта цифра больше

Смотрите также

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України
Аналитика

Шкільна освіта: прихована зброя РФ проти України

Російська Федерація усвідомлює ідею важливості шкільної освіти для суспільства, але передусім не для навчання, а для формування потрібного авторитарній державі світогляду, за наявності якого суспільство готове виконувати поставлені державою цілі, навіть якщо вони не відповідають загальноприйнятим людським цінностям. Дитина у такому процесі стає не суб’єктом здобуття освіти, а керованим нею об’єктом. У РФ шкільна освіта […]
Международные преступления | Аналитика

Табори відпочинку як ще один засіб викорінення української національної ідентичності дітей з окупованих територій

Російська Федерація продовжує імплементацію політики, спрямованої на насильницьку передачу дітей у російську національну групу. Її діяння мають ознаки злочину геноциду відповідно до статті 2 (е) Конвенції про запобігання злочину геноциду та покарання за нього, відтвореній у статті 6 (е) Римського статуту Міжнародного кримінального суду.
Инструкции

Що робити у разі зникнення людини безвісти в умовах збройної агресії?

Збройна агресія Росії породжує чимало злочинів, серед яких, зокрема, викрадення, примусове переміщення та позбавлення свободи. До цього додається захоплення українських військових у полон у процесі ведення бойових дій. Також не забуваємо про утримання окупантами цивільних осіб з окупованих територій. Результат цього — втрата контакту зі своїми близькими, їхнього місця знаходження та статусу. Такі ситуації змушують […]
Аналитика

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України

«На війні всі методи хороші…», – говорить Росія. І по-справжньому вірить, що на війні проти всього світу варто використовувати не лише свою «другу армію світу» чи загін пропагандистів на чолі зі Скабєєвою, Соловйовим та іншими. Вона використовує і свою культуру та історію. Кремль давно навчився використовувати «культуру» як засіб пропаганди та просування проросійських наративів. Росія […]
Аналитика

Режим Лукашенка та Білорусь: агресор та учасник збройного конфлікту?

24 лютого 2022 року розпочався третій етап збройної агресії РФ, яка набула широкомасштабного характеру. Роль РФ як агресора прослідковується ще з моменту вторгнення на територію Криму в 2014 році. Водночас Україна отримала ще один удар з боку північного сусіда – Білорусі та режиму Лукашенка. Хоча й Лукашенко досить давно підтримує Президента РФ, використання території Білорусі […]
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]