Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Двойное гражданство крымчан: особые правила

Правда ли оба государства хотят упростить жизнь крымчанам в оккупации

Оккупация Крыма и последующий Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ о принятии в РФ «Республики Крым» повлекли за собой массу беспрецедентных вопросов. Одним из них стало наличие у крымчан российского гражданства одновременно с украинским. И хотя ни Украина, ни Россия не лишали крымчан статуса гражданина при наличии покровительства второго государства, в урегулировании этой проблемы есть нюансы с обеих сторон.

Позиция Украины в вопросе двойного гражданства крымчан

Согласно закону Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» принудительное автоматическое приобретение гражданства РФ крымчанами (гражданами Украины, которые проживают на временно оккупированной территории), не признается ею и не является основанием для потери гражданства.

В тоже время согласно пункту 12.7 статьи 12 закона Украины «О создании свободной экономической зоны…» гарантии компенсации сбережений в банковских учреждениях не распространяются на граждан Российской Федерации. На практике, из-за распространения гражданства РФ на оккупированном полуострове, эта норма была распространена на крымчан. Поэтому жители Крыма должны подавать декларацию об отсутствии гражданства государства-оккупанта. Вследствие этого можем спрогнозировать возникновение и других вопросов: относительно доступа крымчан к государственной службе, к государственной тайне и другим вопросам, касающимся безопасности государства.

Таким образом, мы видим, что Украина не может полностью игнорировать действия Российской Федерации по коллективной натурализации населения. И хотя общая позиция государства не признает гражданства РФ, отдельные решения государственных органов не только противоречат ей, но и нарушают права крымчан.

Позиция РФ в вопросе двойного гражданства жителей Крыма

Позиция РФ по отношению наличия у крымчан второго гражданства выражена изменениями в законе «О гражданстве Российской Федерации», который действует с 04.06.2014 года. Так, согласно статье 6 граждане РФ (за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации), у которых есть другое гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, обязаны письменно сообщить об этом территориальному органу ФМС. Те же, кто постоянно проживает за пределами России, обязаны подать такое уведомление в течение 30 дней с момента въезда на территорию РФ. Наличие паспорта гражданина РФ является обязательным условием подачи такого заявления. Никаких исключений для крымчан, которые на момент оккупации имели украинское гражданство, сделано не было. С 1 января 2016 года — это положение стало обязательным. За нарушение сроков уведомления крымчанам грозит административная ответственность, а за невыполнение этого требования — уголовная.

Все это само по себе уже может рассматриваться как нарушение права на уважение личной жизни, поскольку эти положения законодательства являются требованием сообщить об отношениях лояльности с другим государством. Кроме того, таким образом Россия фактически заставляет крымчан получать паспорта граждан Российской Федерации и декларировать свою лояльность по отношению к Украине.

Таким образом, наличие второго паспорта у крымчан грозит им потерями и проблемами в любых обстоятельствах, что особенно трагично, учитывая условия, в которых происходил процесс навязывания гражданства в Крыму. С одной стороны, второе гражданство значительно усложняет вопрос пользования банковской системой Украины, с другой стороны — может стать причиной уголовной ответственности в РФ.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №3. Право на гражданство».

Смотрите также

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1
Обзоры

Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека

Доклад «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (английская версия) Вскоре после начала оккупации и последующей незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году многие жители Крыма[1] уехали с полуострова на материковую Украину или заграницу. Многие покинули Крым из-за преследований и боязни стать жертвами нарушений прав человека, совершенных Россией в Крыму. […]
Международные преступления | Аналитика

Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских

Исследование «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских» В последние дни февраля 2014 начало расти количество протестных акций против новой украинской власти, в частности в восточных регионах страны и в городе Симферополе, столице АР Крым. 27 февраля 2014 вооруженные люди, большинство из которых были одеты в военную форму без знаков различия, захватили […]
Обзоры

Крымский прецедент. Имитация демократии

Крымский прецедент. Имитация демократии 16 марта 2014 года в Крыму состоялся так называемый «референдум о статусе Крыма», грубо нарушивший основы конституционного строя Украины, принципы реализации народовластия, государственного суверенитета, территориальной организации и осуществления государственной власти в Украине. Этот референдум положил начало оккупации и последовавшей за ней аннексии Крыма со стороны Российской Федерации. Неправомерность референдума была признана […]
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если для этого не нужна виза, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, […]