Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Как квалифицировать выдворения крымчан Россией

Пять лет назад РФ оккупировала Крым и начала принимать там свои решения вопреки Будапештскому меморандуму и международному праву в целом. Каждое решение России в Крыму незаконно, в том числе и в миграционной сфере. Так, в июле 2014 каждый крымчанин, отказавшийся от российского паспорта и не оформивший документы на проживание в РФ, оказался под угрозой выдворения за пределы Крыма. По состоянию на июнь 2018, РФ выдворила и перевернула жизненные планы уже как минимум 2425 проживающих в Крыму.

Главные вопросы к историям 2425 людей:

какие именно права выдворенных и международные стандарты нарушала Россия? Как квалифицировать такие действия РФ?

В этом разобрались наши эксперты.

Первое. РФ нарушает нормы международного гуманитарного права (МГП)

Депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории запрещается:

“Воспрещаются по каким бы то ни было мотивам угон, а также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства независимо от того, оккупированы они или нет”, — говорится в статье 49 Женевской конвенции (IV).

Незаконная депортация или перемещение также упоминаются среди крупных нарушений в статье 147 ЖК (IV), требующих самого серьезного уголовного наказания за их совершение. Какова тогда может быть квалификация совершенного?

Тут мы подробно описывали разницу между формами выдворения: принудительной и добровольной. Если суд выносит решение о принудительном выдворении, судимого помещают в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦВСИГ). Такие действия государственных служащих РФ могут квалифицироваться как военное преступление, предусмотренное статьей 8(2)(а)(vii) Римского статута МУС по признаку незаконного лишения свободы, поскольку соответствующие решения оккупационных судов не имеют оснований, предусмотренных в международном праве.

Также по смыслу статьи 7(1)(d) РС МУС такие выдворения могут быть квалифицированы как преступления против человечности. А массовые выдворения, которые осуществляются по признаку гражданства или согласно политическим, расовым, национальным, этническим, культурным и религиозным мотивам, такие как “дело 23-х”, могут быть квалифицированы также как преступление против человечности по смыслу статьи 7(1)(h) РС МУС.

Второе. РФ нарушает нормы международного права прав человека (МППЧ)

Выдворение граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства с оккупированной территории АР Крым и Севастополя — это нарушение:

  • права на свободу передвижения и свободу выбора места жительства (статья 12 МПГПП и статья 2 Протокола № 4 к ЕКПЧ);

Учитывая, что граждане Украины находятся в Крыму как граждане страны, которой принадлежит эта территория, их в этом праве может ограничить только сама Украина.

  • права на свободу и личную неприкосновенность (статьи: 9 МПГПП и 5 ЕКПЧ);
  • права на уважение личной и семейной жизни (статьи: 17 МПГПП и 8 ЕКПЧ);

Многих выдворенных разлучили с семьей минимум на 5 лет. У Кадырова Синавера в Крыму остались жена, сын, тяжело больной отец.

  • запрета высылки лица путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является (пункт 1 статьи 3 Протокола № 4 к ЕКПЧ);
  • запрета коллективной высылки иностранцев (статья 7(1)(h) РС МУС);
  • права на въезд лица на территорию государства, гражданином которого он является;

Согласно статье 12 МПГПП и пункта 2 статьи 3 Протокола № 4 к ЕКПЧ, “никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является”. Среди пострадавших от выдворения – как минимум 1018 граждан Украины.

  • права на мирное владение имуществом (статья 1 протокола №1 к ЕКПЧ).

В решении Loizidou v. Turkey ЕСПЧ установил, что невозможность заявительницы пользоваться и иметь доступ к своему участку в связи с оккупацией Северного Кипра Турцией составляет вмешательство в «мирное владение своим имуществом» по статье 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ. У выселенного ялтинца Ковальчука Александра тоже осталось имущество в Крыму.

Третье. РФ не оставляет крымчанам эффективных способов защиты от выдворения

Например, в вопросах о возможности обжаловать содержание в специальном учреждении для иностранных граждан во время ожидания выдворения, существует устоявшаяся практика ЕСПЧ, высказанная им, в частности, в делах Грузия против России, а также Berdzenishvili and others v. Russia. В указанных кейсах Суд установил, что российская правовая система не предусматривает эффективной процедуры, способной предупредить риск произвольного лишения свободы в ожидании выдворения.

Перечислим:

действия РФ можно квалифицировать как преступления против человечности, военные преступления, нарушения прав человека на эффективную защиту, ограничение свободы передвижения, неуважение к личной и семейной жизни и далее по списку. Таким образом, высокие стандарты международного права оказались несовместимы с реальностью Российской Федерации.


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации “Крым без правил: Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма”. Его подготовили: Региональный центр прав человека, Украинский Хельсинкский союз по правам человека, CHROT. Все иллюстрации взяты там же.

Смотрите также

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України
Аналитика

Шкільна освіта: прихована зброя РФ проти України

Російська Федерація усвідомлює ідею важливості шкільної освіти для суспільства, але передусім не для навчання, а для формування потрібного авторитарній державі світогляду, за наявності якого суспільство готове виконувати поставлені державою цілі, навіть якщо вони не відповідають загальноприйнятим людським цінностям. Дитина у такому процесі стає не суб’єктом здобуття освіти, а керованим нею об’єктом. У РФ шкільна освіта […]
Международные преступления | Аналитика

Табори відпочинку як ще один засіб викорінення української національної ідентичності дітей з окупованих територій

Російська Федерація продовжує імплементацію політики, спрямованої на насильницьку передачу дітей у російську національну групу. Її діяння мають ознаки злочину геноциду відповідно до статті 2 (е) Конвенції про запобігання злочину геноциду та покарання за нього, відтвореній у статті 6 (е) Римського статуту Міжнародного кримінального суду.
Инструкции

Що робити у разі зникнення людини безвісти в умовах збройної агресії?

Збройна агресія Росії породжує чимало злочинів, серед яких, зокрема, викрадення, примусове переміщення та позбавлення свободи. До цього додається захоплення українських військових у полон у процесі ведення бойових дій. Також не забуваємо про утримання окупантами цивільних осіб з окупованих територій. Результат цього — втрата контакту зі своїми близькими, їхнього місця знаходження та статусу. Такі ситуації змушують […]
Аналитика

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України

«На війні всі методи хороші…», – говорить Росія. І по-справжньому вірить, що на війні проти всього світу варто використовувати не лише свою «другу армію світу» чи загін пропагандистів на чолі зі Скабєєвою, Соловйовим та іншими. Вона використовує і свою культуру та історію. Кремль давно навчився використовувати «культуру» як засіб пропаганди та просування проросійських наративів. Росія […]
Аналитика

Режим Лукашенка та Білорусь: агресор та учасник збройного конфлікту?

24 лютого 2022 року розпочався третій етап збройної агресії РФ, яка набула широкомасштабного характеру. Роль РФ як агресора прослідковується ще з моменту вторгнення на територію Криму в 2014 році. Водночас Україна отримала ще один удар з боку північного сусіда – Білорусі та режиму Лукашенка. Хоча й Лукашенко досить давно підтримує Президента РФ, використання території Білорусі […]
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]