Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

По обе стороны. Нарушение свободы передвижения в условиях оккупации

Оккупация неизбежно связана с ограничением свободы передвижения. Сам по себе контроль за въездом-выездом, сроком пребывания и ответственность за нарушение этого срока представляют собой вмешательство в свободу передвижения.

После оккупации Крыма, РФ распространила свое законодательство на территорию полуострова. В частности, стали применятся ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь для пребывания в Крыму от всех неграждан России оккупационные власти требуют наличие визы или же ограничивают срок пребывания до 90 дней в течение 180. В такие условия попали как граждане Украины, которые отказались от автоматически навязанного гражданства, так и иностранцы, которые легально проживали на территории Крыма до оккупации. Подробнее об их ситуации мы писали здесь.

Вследствие применения такого законодательства, крымчане могли оказаться в нескольких типичных ситуациях, которые ограничивали их свободу передвижения.

Отказ на въезд на территорию полуострова

После оккупации некоторые граждане Украины получили запрет на въезд на территорию Крыма, несмотря на то, что они длительное время проживали на полуострове или имели Крымскую прописку. Одним из таких людей оказался Олег Хоменок, известный медиатренер.

29 октября 2012 года он получил отказ на въезд в Российскую Федерацию сроком на пять лет. Поскольку с 1 апреля 2014 года на территории Крымского полуострова применяется законодательство Российской Федерации, с этого же времени действие запрета на въезд в Россию оккупационными властями было также распространено и на территорию Крымского полуострова.

Важно отметить, что на момент оккупации его место жительства было зарегистрировано в Крыму, там проживают его родственники и находится его имущество. Теперь Олег не может не только вернуться домой, но также не имеет доступа к своему имуществу и возможности регулярно видеться с близкими.

Другим примером подобного запрета являются Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. Лидеры крымско-татарского национального движения получили от российских властей запрет на въезд в Крым. При этом, Мустафе Джемилеву уведомление о запрете на въезд в Крым было вручено при выезде с территории полуострова, Рефату Чубарову — при попытке въехать. Хотя оба политика много времени проводили в Киеве, в Крыму остались их имущество, семьи и основное место жительства.

Важно отметить, что, хотя действия российских властей выглядят как запрет на въезд на территорию РФ иностранцам, эта ситуация может быть также квалифицирована иначе. Так как их нахождение на территории Крыма являлось законным, а выезд за его пределы временным, подобные действия РФ можно квалифицировать как высылку.

Подобный случай можем найти в деле Nolan and K. V. Russia, где Суд пришел к выводу, что отказ властей допустить гражданина к месту проживания после его временного выезда за пределы территории государства может рассматриваться как высылка.

Отдельные проблемы ожидали и граждан Украины, которые подали заявление “о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства” (в соответствии со статьей 4 ФКЗ-6). Теперь они безуспешно пытаются получить в российской миграционной службе вид на жительство.

В этом случае вмешательством в свободу передвижения можем рассматривать как требование о получении вида на жительство, так и сам отказ в выдаче такого документа. Подобное вмешательство не можно также рассматривать как основанное на законе. Так оно не предусматривает ситуацию с иностранцами, которые оказались на подконтрольных России территориях в силу изменения юрисдикции. В равной степени и любой отказ в выдаче вида на жительство или регистрации места жительства также не будет основан на законе: ни одна, ни другая процедура не может касаться граждан Украины, проживавших в Крыму.

Как мы уже писали ранее, оккупация неизбежно несет за собой ограничение свободы передвижения, которое также может быть допущено со стороны украинских властей.

Одной из таких ситуация является штраф за попытку пересечь контрольные пункты в случае утери документов в период пребывания в Крыму (ст. 204-2 КоАП Украины), что тоже представляет собой вмешательство в свободу передвижения.

При этом штраф налагается именно за отсутствие документов при выезде со временно оккупированной территории, а не за сам факт утери. На оккупированной территории отсутствуют какие-либо государственные органы Украины, через которые можно было бы восстановить утраченные документы и, таким образом, спокойно выехать с территории полуострова. Следовательно, в данном примере возникает вопрос о пропорциональности вмешательства.

Но отказ в допуске граждан Украины, проживающих в Крыму, на материковую часть Украины вряд ли может быть признан пропорциональным. Ведь такой гражданин имеет возможность выехать из Крыма через территорию РФ, и согласно ст. 33 Конституции Украины, он не может быть лишен права вернуться в Украину. То есть, такие меры, если они не связаны с опасностью, существующей непосредственно на самом перешейке или по пути ближайшего следования, не могут достигать какой-либо цели, а потому являются непропорциональными.

Здесь мы приводим еще больше других возможных вмешательств в свободу передвижения.

 


Статья подготовлена на основании Тематического обзора ситуации с правами человека в условиях оккупации «Крым без правил. Выпуск №1. Свобода передвижения и свобода выбора места жительства».

Смотрите также

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України
Аналитика

Шкільна освіта: прихована зброя РФ проти України

Російська Федерація усвідомлює ідею важливості шкільної освіти для суспільства, але передусім не для навчання, а для формування потрібного авторитарній державі світогляду, за наявності якого суспільство готове виконувати поставлені державою цілі, навіть якщо вони не відповідають загальноприйнятим людським цінностям. Дитина у такому процесі стає не суб’єктом здобуття освіти, а керованим нею об’єктом. У РФ шкільна освіта […]
Международные преступления | Аналитика

Табори відпочинку як ще один засіб викорінення української національної ідентичності дітей з окупованих територій

Російська Федерація продовжує імплементацію політики, спрямованої на насильницьку передачу дітей у російську національну групу. Її діяння мають ознаки злочину геноциду відповідно до статті 2 (е) Конвенції про запобігання злочину геноциду та покарання за нього, відтвореній у статті 6 (е) Римського статуту Міжнародного кримінального суду.
Инструкции

Що робити у разі зникнення людини безвісти в умовах збройної агресії?

Збройна агресія Росії породжує чимало злочинів, серед яких, зокрема, викрадення, примусове переміщення та позбавлення свободи. До цього додається захоплення українських військових у полон у процесі ведення бойових дій. Також не забуваємо про утримання окупантами цивільних осіб з окупованих територій. Результат цього — втрата контакту зі своїми близькими, їхнього місця знаходження та статусу. Такі ситуації змушують […]
Аналитика

«Культурна спецоперація», або як Росія використовує свою культуру у війні проти України

«На війні всі методи хороші…», – говорить Росія. І по-справжньому вірить, що на війні проти всього світу варто використовувати не лише свою «другу армію світу» чи загін пропагандистів на чолі зі Скабєєвою, Соловйовим та іншими. Вона використовує і свою культуру та історію. Кремль давно навчився використовувати «культуру» як засіб пропаганди та просування проросійських наративів. Росія […]
Аналитика

Режим Лукашенка та Білорусь: агресор та учасник збройного конфлікту?

24 лютого 2022 року розпочався третій етап збройної агресії РФ, яка набула широкомасштабного характеру. Роль РФ як агресора прослідковується ще з моменту вторгнення на територію Криму в 2014 році. Водночас Україна отримала ще один удар з боку північного сусіда – Білорусі та режиму Лукашенка. Хоча й Лукашенко досить давно підтримує Президента РФ, використання території Білорусі […]
Аналитика

Регіональне угруповання військ як форма контролю РФ над Білоруссю

10 жовтня 2022 року російські війська здійснили масові ракетні удари по всій території України, зокрема по цивільним об’єктам та об’єктам енергетичної інфраструктури, що суперечило принципам міжнародного гуманітарного права: розрізнення, воєнної необхідності та пропорційності. Під час нападів Лукашенко О.Г. заявив про розгортання “Регіонального угруповання військ” (далі — РУВ) в рамках “Союзної держави” (далі — СД) на […]