Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Национализация

Все юридические лица, зарегистрированные на территории АР Крым и г. Севастополя, подлежали обязательной перерегистрации в соответствии с российским законодательством. В некоторых случаях под предлогом формального несоответстветствия представленных документов в проведении перерегистрации некоторых юридических лиц властями РФ было отказано. В последующем имущество таких юридических лиц было национализировано.

Как и в ряде других случаев, действия властей РФ в данном контексте составляют вмешательство в право собственности в форме контроля за использованием собственности. Собственностью в данном случае является бизнес как возможность заниматься деятельностью, приносящей доход, система связей (клиентура), совокупность активов и т.п.

Однако последовавшая национализация имущества является значительно более грубым вмешательством в право собственности.

Вопрос о защите права собственности на международном уровне может быть поднят только в Европейском суде по правам человека. Международный пакт о гражданских о политических правах не содержит нормы, которая повторяла бы положения статьи 1 Первого Протокола к Европейской конвенции. При этом такой вопрос может быть поставлен только в контексте нарушения частной собственности. Международные стандарты прав человека не предусматривают защиты государственной собственности.

Очевидно, что национализация представляет собой лишение собственности в контексте алгоритма анализа, применяемого Европейским судом. Другие пункты этого алгоритма предполагают оценку общего интереса в таком вмешательстве, наличие основания/порядка, предусмотренного законом и пропорциональность вмешательства интересу, который преследуется. Как правило, даже на этапе выявления и оценки общего интереса уже возникают проблемы. Дополнительным аргументом в пользу заявителя в таких делах могут быть ссылки на положения международного гуманитарного права — в частности, на Женевскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны, которые запрещают реквизицию имущества иначе как для военных нужд. Эти положения ограничивают свободу усмотрения государства гораздо сильнее в сравнении с ситуациями, когда вмешательство имеет место внутри страны

Смотрите также

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ
Международные преступления | Аналитика

Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских

Исследование «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских» В последние дни февраля 2014 начало расти количество протестных акций против новой украинской власти, в частности в восточных регионах страны и в городе Симферополе, столице АР Крым. 27 февраля 2014 вооруженные люди, большинство из которых были одеты в военную форму без знаков различия, захватили […]
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если для этого не нужна виза, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, […]
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены на временно оккупированной территории Крыма оккупационными судами и перемещены на территорию РФ для отбывания наказания

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины (ВРУ) по правам человека (бланки обращений можно найти здесь). В случае отсутствия контактов или невозможности написать обращение собственноручно, […]