Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека

Доклад «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (английская версия)

Вскоре после начала оккупации и последующей незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году многие жители Крыма[1] уехали с полуострова на материковую Украину или заграницу. Многие покинули Крым из-за преследований и боязни стать жертвами нарушений прав человека, совершенных Россией в Крыму.

Этот доклад посвящен проблеме принудительного перемещения людей из Крыма в контексте прав человека. Концепт «принудительного» или «вынужденного перемещения»[2] в этом докладе охватывает различные понятия. Он обозначает высылку и другие аналогичные случаи прямого и насильственного выдворения человека с территории. Он также включает в себя ситуацию, когда лицо вынуждено покинуть свое обычное место жительства из-за преследования, риска или фактического нарушения его прав, или же общей обстановки нарушений прав человека, страха и незащищенности, созданных репрессивной политикой и практикой государства. В последнем случае, хотя перемещенное лицо не вывозят с территории государства силой и ему не приказывают покинуть территорию решением государственного органа (как в случае высылки или принудительного выдворения), решение лица уехать не является искренним. Государство может не намереваться изгнать человека, но действия властей все же могут привести к тому, что тот будет вынужден покинуть территорию, находящуюся под их контролем. Вынужденная миграция часто является результатом нарушений прав человека в государстве или на территории. В то же время само по себе насильственное перемещение может привести к нарушениям прав человека этих перемещенных лиц. Эти аспекты вынужденной миграции и рассматриваются в настоящем докладе.

Часть І отчета кратко рассказывает о развитие событий в Крыму в 2014 году, а затем описывает общие тенденции в миграции с оккупированного полуострова.

Во части ІІ рассматривается ситуация с правами человека в Крыму. В ней подробно описываются репрессивные действия, политика и практика Российской Федерации в Крыму, которые, по всей вероятности, привели к вынужденному перемещению.

В докладе показано, что такие действия Российской Федерации и де-факто властей в Крыму могут считаться нарушением международного права прав человека. С этой целью в докладе рассматриваются гарантии прав человека, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о правах человека, а также в других специализированных международных документах, таких как Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Посягательства на права человека переселенцев из Крыма, которые привели к вынужденной миграции или стали результатом вынужденной миграции, вменяется Российской Федерации. Согласно международному праву Российская Федерация обязана соблюдать свои обязательства по международным договорам по правам человека в отношении каждого лица, находящегося под ее юрисдикцией, включая население Крыма, так как Россия осуществляет эффективный контроль над территорией полуострова.  Вопросы прав человека, рассматриваемые в этом контексте, включают вмешательство в право на личную жизнь, свободу от произвольного задержания и запрета на жестокое обращение, свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнений, религиозные свободы, право собственности и другие. Широко известная практика жестокого обращения и отсутствие эффективных расследований усугубляют общую ситуацию отсутствия безопасности в Крыму. Зарегистрированные нарушения несоразмерно затрагивают некоторые уязвимые группы, среди которых крымские татары, религиозные меньшинства, правозащитники и те, кто публично высказывает проукраинские позиции.

В части III анализируются соответствующие правовые концепции, связанные с принудительным или недобровольным перемещением, а также применение общих принципов к ситуации в Крыму. Таким образом показано, что принудительное перемещение лиц из Крыма является нарушением права на свободу передвижения и ряда других прав перемещенных лиц со стороны Российской Федерации.

Читать полную версию доклада «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (на английском).

[1] Термин «Крым» для целей настоящего доклада охватывает Автономную Республику Крым и город Севастополь, если не указано иное.

[2] Термины «принудительный» и «недобровольный» используются в этом отчете взаимозаменяемо.

Смотрите также

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ
Международные преступления | Аналитика

Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских

Исследование «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских» В последние дни февраля 2014 начало расти количество протестных акций против новой украинской власти, в частности в восточных регионах страны и в городе Симферополе, столице АР Крым. 27 февраля 2014 вооруженные люди, большинство из которых были одеты в военную форму без знаков различия, захватили […]
Обзоры

Крымский прецедент. Имитация демократии

Крымский прецедент. Имитация демократии 16 марта 2014 года в Крыму состоялся так называемый «референдум о статусе Крыма», грубо нарушивший основы конституционного строя Украины, принципы реализации народовластия, государственного суверенитета, территориальной организации и осуществления государственной власти в Украине. Этот референдум положил начало оккупации и последовавшей за ней аннексии Крыма со стороны Российской Федерации. Неправомерность референдума была признана […]
Обзоры

Выпуск № 5 Оккупированное правосудие. Часть 1

Распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены и отбывают наказание на территории РФ

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека с целью содействия в процедуре экстрадиции (бланки обращений можно найти здесь), ссылаясь на положения Конвенции о передаче […]
Свобода передвижения | Аналитика

(Не)легалы: как Россия нарушила права иностранцев в Крыму и что с этим делать

С момента оккупации РФ распространила свое законодательство на территорию Крымского полуострова. В частности, на территории Крыма стали действовать ограничения в отношении пребывания иностранцев. Теперь, если для этого не нужна виза, иностранец может находиться на территории РФ без регистрации в течение 90 дней на протяжении каждых 180 дней. Однако, даже наличие специального закона о статусе иностранцев, […]
Положение заключенных | Инструкции

Инструкция для граждан Украины, которые были осуждены на временно оккупированной территории Крыма оккупационными судами и перемещены на территорию РФ для отбывания наказания

Заполнить и направить соответствующие обращения о передаче для отбывания наказания на подконтрольной территории Украины (с приложениями, в частности, копии приговора и других процессуальных документов, копии паспорта и т.д.) в Министерство юстиции Украины и Уполномоченного Верховной Рады Украины (ВРУ) по правам человека (бланки обращений можно найти здесь). В случае отсутствия контактов или невозможности написать обращение собственноручно, […]