Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека

Доклад «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (английская версия)

Вскоре после начала оккупации и последующей незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году многие жители Крыма[1] уехали с полуострова на материковую Украину или заграницу. Многие покинули Крым из-за преследований и боязни стать жертвами нарушений прав человека, совершенных Россией в Крыму.

Этот доклад посвящен проблеме принудительного перемещения людей из Крыма в контексте прав человека. Концепт «принудительного» или «вынужденного перемещения»[2] в этом докладе охватывает различные понятия. Он обозначает высылку и другие аналогичные случаи прямого и насильственного выдворения человека с территории. Он также включает в себя ситуацию, когда лицо вынуждено покинуть свое обычное место жительства из-за преследования, риска или фактического нарушения его прав, или же общей обстановки нарушений прав человека, страха и незащищенности, созданных репрессивной политикой и практикой государства. В последнем случае, хотя перемещенное лицо не вывозят с территории государства силой и ему не приказывают покинуть территорию решением государственного органа (как в случае высылки или принудительного выдворения), решение лица уехать не является искренним. Государство может не намереваться изгнать человека, но действия властей все же могут привести к тому, что тот будет вынужден покинуть территорию, находящуюся под их контролем. Вынужденная миграция часто является результатом нарушений прав человека в государстве или на территории. В то же время само по себе насильственное перемещение может привести к нарушениям прав человека этих перемещенных лиц. Эти аспекты вынужденной миграции и рассматриваются в настоящем докладе.

Часть І отчета кратко рассказывает о развитие событий в Крыму в 2014 году, а затем описывает общие тенденции в миграции с оккупированного полуострова.

Во части ІІ рассматривается ситуация с правами человека в Крыму. В ней подробно описываются репрессивные действия, политика и практика Российской Федерации в Крыму, которые, по всей вероятности, привели к вынужденному перемещению.

В докладе показано, что такие действия Российской Федерации и де-факто властей в Крыму могут считаться нарушением международного права прав человека. С этой целью в докладе рассматриваются гарантии прав человека, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о правах человека, а также в других специализированных международных документах, таких как Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Посягательства на права человека переселенцев из Крыма, которые привели к вынужденной миграции или стали результатом вынужденной миграции, вменяется Российской Федерации. Согласно международному праву Российская Федерация обязана соблюдать свои обязательства по международным договорам по правам человека в отношении каждого лица, находящегося под ее юрисдикцией, включая население Крыма, так как Россия осуществляет эффективный контроль над территорией полуострова.  Вопросы прав человека, рассматриваемые в этом контексте, включают вмешательство в право на личную жизнь, свободу от произвольного задержания и запрета на жестокое обращение, свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнений, религиозные свободы, право собственности и другие. Широко известная практика жестокого обращения и отсутствие эффективных расследований усугубляют общую ситуацию отсутствия безопасности в Крыму. Зарегистрированные нарушения несоразмерно затрагивают некоторые уязвимые группы, среди которых крымские татары, религиозные меньшинства, правозащитники и те, кто публично высказывает проукраинские позиции.

В части III анализируются соответствующие правовые концепции, связанные с принудительным или недобровольным перемещением, а также применение общих принципов к ситуации в Крыму. Таким образом показано, что принудительное перемещение лиц из Крыма является нарушением права на свободу передвижения и ряда других прав перемещенных лиц со стороны Российской Федерации.

Читать полную версию доклада «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (на английском).

[1] Термин «Крым» для целей настоящего доклада охватывает Автономную Республику Крым и город Севастополь, если не указано иное.

[2] Термины «принудительный» и «недобровольный» используются в этом отчете взаимозаменяемо.

Смотрите также

Вплив на українську ідентичність в Криму. Витяг з дослідження.
Аналитика

Кваліфікація дій військовий ЗС РФ як звичайних злочинів за Кримінальним кодексом України

ОБСЄ звернула увагу України на наведену некоректну практику переслідування російських військовослужбовців як звичайних злочинців за відповідними статтями, зокрема за такі злочини як незаконний перетин кордону, посягання на територіальну цілісність та інші.
Аналитика

Російський геноцид в Україні: 100 років винищення української нації

У процесі деокупації захоплених Росією територій стає відомо про вчинення РФ діянь, які, prima facie, мають ознаки злочину геноциду і в майбутньому можуть бути кваліфіковані як геноцид ад’юдикаційними установам різних рівнів.
Аналитика

Вплив на українську ідентичність в Криму. Витяг з дослідження.

Діяльність Російської Федерації в окупованому Криму призводить до істотноїшкоди об’єктам культурної спадщини України та світової культурної спадщини, щознаходяться на півострові. Перш за все, після початку окупації федеральноювладою РФ та місцевою окупаційною владою були привласнені всі об’єктикультурної спадщини, що знаходяться на території Криму. Окрім того, окупаційнавлада санкціонує вивезення матеріальних об’єктів культурної спадщини з Кримуна територію РФ […]
Обзоры

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РФ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ ИЗМЕНЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТАВА Н...

С момента оккупации в феврале-марте 2014 года, и установления эффективного контроля над территорией Крымского полуострова (части суверенной территории Украины), Российская Федерация распространила на нее собственное законодательство и проводит масштабную политику, направленную на насильственное изменение демографического состава ее населения. Понимая, что провозглашенная в качестве главной цели всеобъемлющая «интеграция новых территорий» в состав империи невозможна, пока на них будет оставаться нелояльное к […]
Обзоры

REPORT ON THE RESULTS of the study of the policy of the Russian Federation on forcible change of dem...

The goal of the Occupying Power is the prompt and comprehensive integration of the peninsula into the legal, administrative, military, economic, financial and credit systems of the Russian Federation, as the authorities have openly and persistently stated since the beginning of the occupation. Full realization of this objective is impossible until the Ukrainian identity is eradicated in the occupied territories and remains disloyal Ukrainian population to the occupation authorities. As one of the main instruments for eradicating Ukrainian identity and ridding the disloyal part of the population, the Russian Federation authorities have adopted a policy on forcible change of the demographic composition of the occupied territory, the strategic goal of which, out of a multitude of autonomous but united by one common purpose, is early integration the Crimean Peninsula into the Russian, out of a multitude of autonomous but united by one common purpose, and the creation of conditions under which the processes of de-occupation and reintegration of the occupied territories within Ukraine would become impossible or, at the very least, would be considerably complicated.