Крым без правил. Специальный выпуск. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма
События на Крымском полуострове в феврале-марте 2014 года создали особую правовую ситуацию. С одной стороны, международное сообщество не признало законность аннексии Крыма — территория полуострова считается оккупированной. На этом основании применяется международное право вооруженных конфликтов — Гаагская и Женевская конвенции, Римский статут. Следовательно, люди, которые находились на момент оккупации там на законных или нет основаниях, иностранцы, и, конечно, граждане Украины попадают в категорию покровительствуемых лиц. В контексте высылки этих лиц из Крыма украинское законодательство является базовым, поэтому решать такие вопросы можно исключительно в его правовом поле с поправкой на требования международного права в сфере прав человека.
С другой стороны, с момента подписания договора между РФ и Республикой Крым на территории полуострова фактически применяется законодательство РФ, с помощью которого производится демографическая «зачистка» территории. Элементом этой зачистки является выдворение покровительствуемых лиц посредством контролируемого самостоятельного выезда и принудительного выдворения из Крыма (как с территории РФ). Основанием для осуществления выдворения выступает решение суда.
Региональным центром прав человека на протяжении 2017-2018 гг. было проведено исследование по факту выдворения гражданских лиц с территории Крымского полуострова. С помощью системы мониторинга, сбора информации из открытых и закрытых источников, её последующей проверки и анализа, идентификации жертв нарушения прав человека и фиксации доказательств этих нарушений была сформирована доказательная база, подтверждающая их систематичность, и досье жертв политики выдворения, проводимой РФ. В ходе анализа полученных данных инициаторы исследования пришли к выводу, что выдворение гражданских лиц с территории Крымского полуострова носит системный характер, охватывает всю оккупированную территорию и все категории покровительствуемых лиц.
Международное право в сфере прав человека и международное гуманитарное право содержит множественные гарантии обеспечения права свободного выбора места жительства, перемещения из/в страну, свободного возвращения в свою страну, запрета на высылку. Последствия применения российского миграционного законодательства — выдворение из Крыма, перемещение гражданских лиц с/на оккупированную территорию, незаконное ограничение и лишение свободы, депортация — в целях Римского статута Международного уголовного права подлежат квалификации как преступления против человечности и военные преступления.
Решение о выдворении принимается на том основании, что со дня подписания Договора между РФ и Республикой Крым на территорию полуострова оккупационной властью было распространено российское законодательство, в том числе, в сфере миграции. Согласно миграционным правилам лица, которые въехали на территорию РФ, могут пребывать там без оформления вида на жительство или получения разрешения на временное проживание не более 90 дней на протяжении 180 дней. Соответственно, в группу риска попали все категории покровительствуемых лиц, находившиеся в Крыму, которые по состоянию на 15 июня 2014 года не выполнили требования миграционного законодательства РФ.
Наиболее пострадали в этой ситуации две категории лиц:
- граждане Украины, которые:
а) были зарегистрированы по месту постоянного проживания в Крыму и отказались принять гражданство РФ;
б) проживали в Крыму без официальной регистрации;
в) прибыли в Крым после оккупации;
- иностранцы и лица без гражданства, которые:
а) с разрешения украинских властей прибыли и проживали в Крыму;
б) прибыли на законных основаниях, но, в дальнейшем, проживали с нарушением миграционного законодательства Украины;
в) прибыли после оккупации с нарушениями миграционного порядка РФ, даже если имело место разрешение украинских властей.
Нарушения миграционных требований не единственная формальная причина для принятия судом решения о выдворении лица за пределы территории РФ. Согласно Кодексу административных правонарушений РФ, наказание в виде выдворения может применяться за совершение административного правонарушения. Кодекс выделяет 23 состава таких преступлений. Наказанием может быть одна из двух форм выдворения: контролированный самостоятельный выезд и принудительное выдворение.
На практике на контролированный самостоятельный выезд лицу дается 5 дней. Контроль за исполнением постановления про административное выдворение осуществляет Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции. В ситуации принудительного выдворения, лицо, на которое наложено административное наказание, подлежит передаче представителю исполнительной власти государства, на территорию которого выдворяется. Как правило, этот процесс осуществляется пограничными органами и сопровождается составлением акта, который приобщается к материалам административного производства.
Лицо, в отношении которого принято решение о принудительном выдворении, до момента исполнения постановления суда подлежит содержанию в специальных помещениях органов безопасности или в Центрах временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), условия содержания в которых напоминают условия отбывания уголовного наказания и существенно ограничивают свободу человека. Поскольку на территории Крымского полуострова отсутствуют ЦВСИГ, гражданские лица, на которых наложено наказание в виде принудительного выдворения, этапируются в такие центры, расположенные на территории РФ, что фактически лишает их возможности обжаловать решение суда о выдворении.
Кроме того, ни в ходе судебного разбирательства, ни в решении суда, обвиняемым не разъясняются последствия выдворения с территории РФ, а именно:
- невозможность получить разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ на протяжении 5 лет, или при повторном/неоднократном выдворении или депортации — на протяжении 10 лет;
- запрет на въезд на территорию РФ в течении 5 лет, в случае, если такие решения были приняты два и более раз в отношении одного лица — в течении 10 лет.
Таким образом, лица, подвергшиеся выдворению, существенно ограничены в своих правах и свободах, и претерпели вмешательство в личную и семейную жизнь, так как с территорией Крыма их связывали длительные и прочные связи — семья и дети, родственники, наличие движимого и недвижимого имущества, получение образования, работа и т.п..
Более того, в смысле применения международного права, все национальные средства защиты прав являются неэффективными, так как имеют ряд недостатков:
- несоблюдение принципа справедливости судебного разбирательства — игнорирование судами права пользоваться услугами адвоката и переводчика;
- невозможность эффективного обжалования в вышестоящую судебную инстанцию – т.н. Верховный Суд Крыма — решения о выдворении в связи с действующей административной и правоприменительной практикой;
- отсутствие аудио-/видеофиксации и протоколирования судебного заседания и, как следствие, невозможность проверить добровольность признания вины обвиняемыми.
По итогам анализа очевидно, что ситуация с защитой прав в вопросе выдворения является патовой по таким причинам:
- российская правовая система не предусматривает эффективных средств предупреждения рисков лишения свободы в ожидании выдворения (вывод ЕСПЧ);
- до тех пор, пока созданные в оккупированном Крыму суды не признают факт незаконности аннексии, не существует материальных и процессуальных средств эффективной правовой защиты от выдворения в смысле применения миграционного законодательства РФ.
Читать полную версию тематического обзора «Крым без правил. Выдворение Российской Федерацией гражданского населения с оккупированного Крыма».