Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на окупированную территорию Украины

Крым без правил. Специальный выпуск. Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины

Оккупация Крымского полуострова в марте 2014 года болезненно отразились на системе демократических ценностей, которая лежит в основе государствообразующей логики большинства стран мира. Неоспоримые постулаты её используются для обоснования дискриминационных и преступных действий властей Российской Федерации в Крыму. Применение мирных демократических стандартов в условиях оккупации и многочисленных нарушений гражданских прав людей ведёт к искажению правовой реальности и к ещё большим и системным нарушениям прав человека. Одним из таких нарушений стало стимулирование трудовой миграции из Российской Федерации в Крым. Руководством Республики Крым совместно с федеральными властями с целью искусственно создать нехватку кадров в оккупированной республике, был осуществлён ряд мер, среди которых основная — обязательное наличие гражданства РФ для устройства на работу.

После оккупации Крыма РФ распространила на территорию полуострова действие своего законодательства. Кроме того, оккупационными властями, а также центральными органами исполнительной власти РФ, были целенаправленно предприняты шаги по обеспечению ключевых отраслей полуострова специалистами из РФ. В сферах государственной, местной и судебной власти этот процесс осуществляется двумя путями:

  • непосредственное прямое назначение на должность — судьи, высшие чиновники в составе Совета Министров РК и Правительства г. Севастополя, ФСБ, прокуратуры, руководители в органах муниципальной власти;
  • установление специальных требований (помимо наличия гражданства РФ) к претендентам на занятие должностей в органах власти:

— стаж работы в органах исполнительной власти РФ от 1 до 4 лет;

— знание законодательства РФ.

Таким образом, всё население Крыма оказалось отстранено от участия в управлении делами полуострова в силу мер, предпринятых федеральной властью. Поскольку даже те, кто принял гражданство РФ и получил российский паспорт, не соответствуют требованию к стажу и знанию законодательства.

В других отраслях ситуация не менее критична — для работы требуется знание российского законодательства, а возможность найма граждан других стран, в том числе и Украины, оговаривается отдельно. Зачастую, объявления о вакансиях подразумевают наличие гражданства РФ у потенциального кандидата. Это означает, что те крымские украинцы, которые отказались принять гражданство РФ, смогут получить работу в Крыму в исключительных, редких случаях.

Таким образом, власти РФ предприняли меры, которыми обеспечили постоянную трудовую миграцию из РФ в Крым:

  1. максимально ограничили возможность крымчанам к доступу на государственную службу;
  2. практически исключили возможность трудоустроиться тем крымчанам, которые не получили гражданство РФ;
  3. стимулировали трудовую миграцию путём размещения информации о вакансиях на территории РФ;
  4. способствовали созданию благоприятных условий для переезда в Крым — обеспечение жильём трудовых мигрантов;
  5. установили особый режим ведения предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на 25 лет.

Результаты такой политики не заставили себя ждать — по данным Центра занятости населения Крыма две трети состоящих на учёте в центре занятости — люди с высшим образованием, в особенности юристы, экономисты и специалисты бухгалтерской сферы.

Чтобы восполнить недостаток в кадрах, информация о вакансиях в Крыму распространяется государственными службами занятости населения во многих субъектах Российской Федерации. Эти действия могут быть оправданы с позиций стандартной логики государственного управления. Однако, как упоминалось выше, Крым — это особенный случай, и стимулирование трудовой миграции в Крым из РФ — это ни что иное, как целенаправленной изменение демографического состава оккупированной территории. Такие действия в своё время осуществлялись нацистской Германией на территории оккупированных Норвегии, Дании, Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и СССР, Израилем на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан и Сектора Газа, Турцией в Северном Кипре, Марокко на территориях Западной Сахары, на территориях бывшей Югославии и в период вооружённого конфликта в Абхазии.

Ведущими международными организациями — Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным Судом ООН, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, — все эти прецеденты были однозначно осуждены как нарушения в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Так, IV Женевская конвенция направлена, кроме прочего, на предотвращение практики перемещения населения с территории государства — оккупанта на оккупируемые территории. Те же принципы зафиксированы и в Обычном международном гуманитарном праве.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям такие действия оккупирующего государства квалифицируются как военное преступление. Римский Статут Международного Уголовного Суда так же признаёт подобные действия военным преступлением, которое подпадает под юрисдикцию Международного Уголовного Суда. В связи с этим действия РФ по перемещению своего населения на территорию Крыма подпадают под регулирование нормами международного гуманитарного и уголовного права и должны получить соответствующую международно-правовую оценку.

Читать полную версию тематического обзора «Крым без правил. Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины».

Смотрите также

Російський геноцид в Україні: 100 років винищення української нації
Аналитика

Пам’ятка кримського призовника

На тлі провалів на фронті та величезних втрат серед російських військових, Володимир Путін оголосив про початок часткової мобілізації. Так, прихована мобілізація велася і до цього, але тепер війна стала "примусовою" для дуже широкої категорії осіб, в тому числі - мешканців тимчасово окупованих українських територій, включно з Кримом. 
Аналитика

Універсальний чек-ліст документів до міжнародних судових та квазісудових інстанцій

В рамках проведеного 10 серпня 2022 вебінару «Захист права власності в умовах збройного конфлікту», експертами РЦПЛ був підготовлений, зокрема, і універсальний документ-пам’ятка, що полегшить роботу всіх, хто так чи інакше задіяний у подачі документів у міжнародні судові/квазісудові інстанції. Документ складається всього з 6 сторінок, є наглядним та послідовним. Сподіваємось, він стане в пригоді юристам, адвокатам, […]
Аналитика

Кваліфікація дій військовий ЗС РФ як звичайних злочинів за Кримінальним кодексом України

ОБСЄ звернула увагу України на наведену некоректну практику переслідування російських військовослужбовців як звичайних злочинців за відповідними статтями, зокрема за такі злочини як незаконний перетин кордону, посягання на територіальну цілісність та інші.
Аналитика

Російський геноцид в Україні: 100 років винищення української нації

У процесі деокупації захоплених Росією територій стає відомо про вчинення РФ діянь, які, prima facie, мають ознаки злочину геноциду і в майбутньому можуть бути кваліфіковані як геноцид ад’юдикаційними установам різних рівнів.
Аналитика

Вплив на українську ідентичність в Криму. Витяг з дослідження.

Діяльність Російської Федерації в окупованому Криму призводить до істотноїшкоди об’єктам культурної спадщини України та світової культурної спадщини, щознаходяться на півострові. Перш за все, після початку окупації федеральноювладою РФ та місцевою окупаційною владою були привласнені всі об’єктикультурної спадщини, що знаходяться на території Криму. Окрім того, окупаційнавлада санкціонує вивезення матеріальних об’єктів культурної спадщини з Кримуна територію РФ […]