Задать свой вопрос

Имя
Email
Суть вопроса

Специальный выпуск Перемещение гражданского населения Российской Федерации на окупированную территорию Украины

Крым без правил. Специальный выпуск. Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины

Оккупация Крымского полуострова в марте 2014 года болезненно отразились на системе демократических ценностей, которая лежит в основе государствообразующей логики большинства стран мира. Неоспоримые постулаты её используются для обоснования дискриминационных и преступных действий властей Российской Федерации в Крыму. Применение мирных демократических стандартов в условиях оккупации и многочисленных нарушений гражданских прав людей ведёт к искажению правовой реальности и к ещё большим и системным нарушениям прав человека. Одним из таких нарушений стало стимулирование трудовой миграции из Российской Федерации в Крым. Руководством Республики Крым совместно с федеральными властями с целью искусственно создать нехватку кадров в оккупированной республике, был осуществлён ряд мер, среди которых основная — обязательное наличие гражданства РФ для устройства на работу.

После оккупации Крыма РФ распространила на территорию полуострова действие своего законодательства. Кроме того, оккупационными властями, а также центральными органами исполнительной власти РФ, были целенаправленно предприняты шаги по обеспечению ключевых отраслей полуострова специалистами из РФ. В сферах государственной, местной и судебной власти этот процесс осуществляется двумя путями:

  • непосредственное прямое назначение на должность — судьи, высшие чиновники в составе Совета Министров РК и Правительства г. Севастополя, ФСБ, прокуратуры, руководители в органах муниципальной власти;
  • установление специальных требований (помимо наличия гражданства РФ) к претендентам на занятие должностей в органах власти:

— стаж работы в органах исполнительной власти РФ от 1 до 4 лет;

— знание законодательства РФ.

Таким образом, всё население Крыма оказалось отстранено от участия в управлении делами полуострова в силу мер, предпринятых федеральной властью. Поскольку даже те, кто принял гражданство РФ и получил российский паспорт, не соответствуют требованию к стажу и знанию законодательства.

В других отраслях ситуация не менее критична — для работы требуется знание российского законодательства, а возможность найма граждан других стран, в том числе и Украины, оговаривается отдельно. Зачастую, объявления о вакансиях подразумевают наличие гражданства РФ у потенциального кандидата. Это означает, что те крымские украинцы, которые отказались принять гражданство РФ, смогут получить работу в Крыму в исключительных, редких случаях.

Таким образом, власти РФ предприняли меры, которыми обеспечили постоянную трудовую миграцию из РФ в Крым:

  1. максимально ограничили возможность крымчанам к доступу на государственную службу;
  2. практически исключили возможность трудоустроиться тем крымчанам, которые не получили гражданство РФ;
  3. стимулировали трудовую миграцию путём размещения информации о вакансиях на территории РФ;
  4. способствовали созданию благоприятных условий для переезда в Крым — обеспечение жильём трудовых мигрантов;
  5. установили особый режим ведения предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне на 25 лет.

Результаты такой политики не заставили себя ждать — по данным Центра занятости населения Крыма две трети состоящих на учёте в центре занятости — люди с высшим образованием, в особенности юристы, экономисты и специалисты бухгалтерской сферы.

Чтобы восполнить недостаток в кадрах, информация о вакансиях в Крыму распространяется государственными службами занятости населения во многих субъектах Российской Федерации. Эти действия могут быть оправданы с позиций стандартной логики государственного управления. Однако, как упоминалось выше, Крым — это особенный случай, и стимулирование трудовой миграции в Крым из РФ — это ни что иное, как целенаправленной изменение демографического состава оккупированной территории. Такие действия в своё время осуществлялись нацистской Германией на территории оккупированных Норвегии, Дании, Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и СССР, Израилем на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан и Сектора Газа, Турцией в Северном Кипре, Марокко на территориях Западной Сахары, на территориях бывшей Югославии и в период вооружённого конфликта в Абхазии.

Ведущими международными организациями — Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным Судом ООН, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, — все эти прецеденты были однозначно осуждены как нарушения в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Так, IV Женевская конвенция направлена, кроме прочего, на предотвращение практики перемещения населения с территории государства — оккупанта на оккупируемые территории. Те же принципы зафиксированы и в Обычном международном гуманитарном праве.

Согласно Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям такие действия оккупирующего государства квалифицируются как военное преступление. Римский Статут Международного Уголовного Суда так же признаёт подобные действия военным преступлением, которое подпадает под юрисдикцию Международного Уголовного Суда. В связи с этим действия РФ по перемещению своего населения на территорию Крыма подпадают под регулирование нормами международного гуманитарного и уголовного права и должны получить соответствующую международно-правовую оценку.

Читать полную версию тематического обзора «Крым без правил. Перемещение гражданского населения Российской Федерации на оккупированную территорию Украины».

Смотрите также

Бланки обращений о содействии в передаче лица компетентным властям Украины для отбывания уголовного наказания
Аналитика

Земля та нерухомість українських чиновників в Криму

В короткому дослідженні про те, яким чином відбиратиме землю та на що посилатиметься окупаційна влада, а також про ситуацію з власністю державних службовців, що володіють землею в Криму: чому їх ситуація є складнішою, ніж для інших громадян?  
Аналитика

«Кримський звіт»

«Кримський звіт» — це єдиний консолідований документ, який допоміг проаналізувати «кримський ринок», зробити висновки щодо тем: (1) над якими працює декілька організацій, (2) які є недостатньо висвітленими або потребують залучення додаткових ресурсів чи механізмів, (3) над якими не працює жодна з організацій. За останні 6 років окупації робота громадського сектору покриває різні аспекти та теми […]
Положение заключенных | Инструкции

Бланки обращений о содействии в передаче лица компетентным властям Украины для отбывания уголовного наказания

Для того, чтобы отбывать наказание на подконтрольной Украине территории, необходимо заполнить и направить соответствующие обращения о передаче (с приложениями) нескольким органам Украины. Ниже представлены шаблоны для обращения к государственным органам (как для личного заполнения, так и для родственников или близких). Обращение к Министерству юстиции Украины о содействии в передаче лица компетентным властям Украины для отбывания уголовного наказания на территории, […]
Обзоры

Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека

Доклад «Крымский прецедент. Вынужденное перемещение из Крыма в контексте прав человека» (английская версия) Вскоре после начала оккупации и последующей незаконной аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году многие жители Крыма[1] уехали с полуострова на материковую Украину или заграницу. Многие покинули Крым из-за преследований и боязни стать жертвами нарушений прав человека, совершенных Россией в Крыму. […]
Международные преступления | Аналитика

Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских

Исследование «Оккупация Крыма: Без знаков, без имени, прячась за спинами гражданских» В последние дни февраля 2014 начало расти количество протестных акций против новой украинской власти, в частности в восточных регионах страны и в городе Симферополе, столице АР Крым. 27 февраля 2014 вооруженные люди, большинство из которых были одеты в военную форму без знаков различия, захватили […]