Очередной выпуск тематического обзора «Крым без правил» подготовлен совместными усилиями ряда организаций и независимых экспертов и посвящен судопроизводству на оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Международное сообщество признало Российскую Федерацию оккупирующей державой, осуществляющей фактический контроль над Крымом без согласия правительства Украины и при отсутствии юридически признанной передачи суверенитета над частью ее территории Российской Федерации. С февраля 2014 года территория Крымского полуострова является оккупированной, и к такой ситуации применяется «право вооруженных конфликтов».
Обзор основан на результатах проведенного ОО «РЦПЧ» исследования, посвященного деятельности созданных РФ судов и распространению ею собственного законодательства на оккупированную территорию, а также оценке соблюдения оккупирующим государством своих обязательств в сфере правосудия, с учетом требований международных стандартов и положений МГП.
В процессе оккупации в феврале-марте 2014 года Российская Федерация установила полный контроль над деятельностью крымских судов, объявила АР Крым и город Севастополь собственной территорией и распространила на нее российское законодательство, обязав суды применять его не только к правоотношениям, возникшим после незаконного присоединения оккупированного полуострова к территории РФ, но и к правоотношениям, возникшим до оккупации.
В соответствии со статьей 43 Положения о законах и обычаях сухопутной войны (Гаагская конвенция 1907 года), с фактическим переходом к оккупанту полномочий легитимной власти, он принимает все зависящие от него меры для того, чтобы, по возможности, возобновить и обеспечить общественный порядок и безопасность, придерживаясь существующих в стране законов, за исключением случаев, когда это абсолютно невозможно. Эта норма является международным обычаем.
Таким образом, распространение действия законодательства РФ на территорию оккупированного Крыма противоречит основным принципам и нормам международного права. В процессе проведения исследования и подготовки настоящего тематического обзора, были идентифицированы все судьи, занимавшие свои должности до начала оккупации, отказавшиеся от сотрудничества с оккупационными властями и вынужденно покинувшие оккупированный полуостров, перешедшие на службу к державе-оккупанту и сохранившие статус судьи, уволенные оккупирующим государством (или добровольно прекратившие статус судьи спустя некоторое время после оккупации), а также вновь назначенные на должности судей в созданных РФ судах Крыма и города Севастополя.
В тематическом обзоре также приведен сравнительный анализ существовавшей до оккупации системы судопроизводства в Крыму и созданной оккупирующим государством, а также дана оценка последствиям принудительного присвоения жителям Крыма (в том числе, судьям) российского гражданства и распространения РФ собственного законодательства на оккупированную территорию с точки зрения обеспечения права на справедливое и нормальное судопроизводство.
Данные проведенного ОО РЦПЧ исследования свидетельствуют, что по состоянию на ноябрь 2019 года 20% судей, отправляющих правосудие в Крыму и городе Севастополе, являются гражданами РФ. Таким образом, на сегодняшний день на суверенной территории Украины, в нарушение норм международного права как минимум 104 иностранных гражданина отправляют правосудие без согласия на это Украины. Остальные 80% хотя и являются гражданами Украины, однако осуществляют функции судьи в нарушение украинского законодательства.
Результаты проведенного исследования со всей очевидностью подтверждают тот факт, что Российская Федерация не выполняет возлагаемых на нее, как державу-оккупанта обязательств по МГП в сфере правосудия и проводит политику, направленную на замещение бывших украинских судей собственными гражданами из различных субъектов Российской Федерации, сворачивание гражданских прав и свобод в Крыму, преследование гражданских лиц по политическим и религиозным мотивам.
Как и прежде, мы убеждены, что потребность в подобных обзорах — явление временное. С надеждой глядя в будущее, мы считаем, что основной задачей этих материалов должно стать осмысление произошедшего и обобщение опыта во избежание новых нарушений прав человека в Крыму или в иных регионах мира.